Умственная отсталость у детей симптомы
Легкая умственная отсталость у детей
Умственная отсталость легкой степени у детей – врожденное или приобретенное в раннем детстве состояние задержки или недоразвития психики, центральным дефектом которого является снижение интеллектуальных функций.
Причины легкой умственной отсталости у детей
Причиной любой умственной отсталости является повреждение головного мозга. Самые грубые структурные дефекты проявляют себя в недоразвитии мозга.
Основные причины, обуславливающие развитие умственной отсталости у детей, можно объединить в основные группы:
- Наследственность (генные и хромосомные заболевания). К этой группе относят: различные синдромы (например, Дауна, Тернера); формы, связанные с наследственным нарушением обменных процессов, неврологическими заболеваниями;
- Воздействие вредных факторов во время внутриутробного развития: внутриутробные инфекции (например, краснуха, токсоплазмос и др.), интоксикации (прием алкоголя, токсических для плода веществ), гемолитическая болезнь плода и др.;
- Факторы, воздействие которых имело место быть во время родов или в раннем возрасте (родовые травмы, кислородное голодание, травмы, инфекции);
- Педагогическая запущенность, возникающая на фоне полноценных возможностей работы мозга, но при отсутствии полноценного воспитания и социализации;
- Наличие сразу нескольких причин, смешанные состояния.
Алкоголизм беременной, по данным ряда авторов, является самой частой причиной легкой умственной отсталости у детей.
Умственная отсталость у детей младше 3 лет, симптомы и психологические особенности детей с умственной отсталостью
Диагноз умственной отсталости у детей может быть поставлен официально не раньше 7 лет. Однако важно понимать, что есть симптомы легкой умственной отсталости у детей, по которым можно заподозрить её наличие еще в раннем детстве, до 3 лет.
Умственная отсталость легкой степени у детей, признаки:
- Ребенок отстает в моторном развитии: поздно начинает держать голову, садиться, вставать, ходить. У малыша может быть нарушен хватательный рефлекс, а в 1-1,5 года ребенок еще не держит предметы (игрушки, ложку и вилку);
- Речь отсутствует или появляется с большим опозданием; ребенок имеет трудности в построении фразы, связной речи. В 2-3 года малыш плохо понимает обращенную к нему речь, не может выполнить элементарные инструкции;
- Легкая умственная отсталость у детей характеризуется неуравновешенностью процессов нервного возбуждения и торможения; Выражается это в чрезмерной импульсивности, несдержанности, возбудимости, раздражительности или, наоборот, вялости и медлительности;
- Ребенок не проявляет интереса к окружающему миру, кажется замкнутым в себе; Его эмоционально-волевая сфера «обеднена»;
- Отсутствует сюжетная игра. Игры примитивны по содержанию, игрушки могут не интересовать ребенка или он использует их не по назначению.
Диагностика легкой умственной отсталости у детей
Диагнoз умственной отсталости основывается на установлении психического дефекта, главное место в котором занимает недоразвитие интеллектуальных и высших психических функций, а также отсутствии признаков прогрессирования недоразвития.
С целью определения степени выраженности психического дефекта и его ведущего звена используются специальные психологические методы оценки интеллекта. Так же проводится нейропсихологическая диагностика, которая помогает не только определить уровень развития высших психических функций ребенка с умственной отсталостью, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности (те сильные стороны, на которые возможно будет опереться в коррекции и лечении умственной отсталости).
Легкую степень умственной отсталости необходимо разграничивать от диагнозов, обусловленных психическими заболеваниями (например, шизофренией) и выраженной педагогической запущенностью.
Особенности психического развития и мышления у детей с умственной отсталостью
Любой ребенок с умственной отсталостью отличается от другого с таким же диагнозом, в силу того, что каждый имеет свои особенности работы мозга, незрелость или дефицитарность его структур и отделов, а так же сохранных звеньев.
Л.С. Выготский считал, что первичным дефектом умственной отсталости выступает инертность, тугоподвижность основных нервных процессов, а так же слабость ориентировочной деятельности, лежащей в основе пониженной активности ребенка и отсутствии интереса к окружающему миру. Вторичным дефектом является недоразвитие высших психических функций. В свою очередь, при попадании ребенка в условия неадекватной обучающей и воспитательной среды, возникают возможности для развития дефекта третичного уровня, а именно нарушений поведенческих и особенностей эмоционально-волевой сферы.
Кроме этого, можно выделить следующие особенности:
- Большинство авторов доказывают, что познавательные расстройства у таких детей заключаются в трудностях формирования понятий и обобщений, затруднении абстрактного мышления;
- Ребенок с умственной отсталостью плохо обучаем, ему с трудом дается восприятие любой новой информации;
- По мере взросления ребенка ко всему вышесказанному присоединяется бедность кругозора, поверхностность мышления.
Лечение и коррекция детей с легкой умственной отсталостью. Особенности обучения детей с умственной отсталостью
Коррекция детей с легкой умственной отсталостью ведется исходя из ведущего дефекта (связанная с нарушением разных анализаторов, с лобной недостаточностью, с психопатоподобным поведением и др.) и по нескольким направлениям:
- Нейрокоррекционная помощь. Грамотно выстроенная программа, с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, его сильных, «ресурсных» сторон может помочь в развитии:
- моторных и координаторных навыков, мелкой моторики;
- развитии устойчивых межполушарных связей, увеличении скорости обработки сенсорной информации;
- зрительно-моторной координации, связи «рука-глаз», укреплении глазных мышц и прослеживающих движениях глаз (что важно, в частности, для формирования навыков письма и чтения);
- расширении полей зрения, формировании пространственного восприятия, развитии функций мышления, что необходимо для усвоения математики, умения строить логико-грамматические конструкции, связной речи;
- развитии саморегуляции, произвольности, внимания, снижении истощаемости;
- формировании возможностей к «оттормаживанию» нежелательного поведения;
- улучшении восприятия неречевых шумов, непосредственно речи, умении различать темпо-ритмические рисунки: то есть, слуховом восприятии;
- Специализированная программа обучения в саду и школе. Дети с легкой степенью умственной отсталости способны к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми навыками.
- Дополнительно может потребоваться помощь дефектолога (развитие социальных навыков, самообслуживания, мышления), логопеда, невролога.
Прогноз ребенка с легкой умственной отсталостью
Прогноз детей с легкой умственной отсталостью зависит от степени поражения или незрелости мозга, от вида ведущего дефекта.
На сегодняшний день это нарушение считается неизлечимым. Тем ни менее, при умственной отсталости легкой степени возможна полная социальная адаптация, удовлетворительная адаптация к обычным условиям жизни. Многие дети с легкой умственной отсталостью заканчивают школы и училища, работают, строят семьи.
Самое важное родителям, столкнувшимся с данным нарушением у своего ребенка, понимать необходимость и своевременность коррекционной помощи; осознавать, что с помощью правильных, часто долгих, занятий со специалистами (нейропсихолог, дефектолог, логопед, невролог, специальные коррекционные сады и школы) многие отклонения могут быть успешно скорректированы.
Причины, симптомы и лечение умственной отсталости
Умственная отсталость (УО) – нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.
Умственная отсталость (олигофрения) – стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.
Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.
Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.
Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.
У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.
Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда – неадекватность эмоций.
Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.
Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.
Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.
Как лечится легкая умственная отсталость у детей
Умственная отсталость, или, как ее еще иначе называют, олигофрения – это психическое отклонение в развитии ребенка. Если говорить в целом, то данная патология является следствием органического поражения ЦНС. Это, в свою очередь, приводит к снижению возможностей ребенка обрабатывать новую информацию, анализировать и накапливать ее. Сразу следует подчеркнуть, что такой диагноз просто означает, что психика человека развивается несколько по-иному, нежели у других людей. Кроме того, при умственной отсталости наблюдаются и немного иные личностные качества. Вместе с тем патологию можно определить по наличию достаточно характерных симптомов. Например, она проявляет себя недостаточными интеллектуальными функциями, отклонениями в развитии (физическом и умственном), владениями собственными эмоциями, поведении, и так далее.
Читайте также: Симптомы и лечение задержки психического развития у детей
Легкая умственная отсталость – характеристика, симптомы и лечение
Для начала давайте вкратце рассмотрим особенности данной патологии. В настоящее время выделяют несколько типов умственной отсталости:
Основой для подобной классификации служит IQ, то есть коэффициент интеллектуального развития. Диагноз «легкая умственная отсталость» ставится тем, у кого тесты показали значение данного индекса в пределах от 50 до 69. Следует отметить, что такие дети внешне практически ничем не отличаются от полностью здоровых. Впрочем, если присмотреться повнимательнее, то разницу все-таки можно увидеть. В первую очередь здесь, наверное, стоит выделить низкую познавательную активность. Такие дети не стремятся к получению новых знаний, поскольку плохо усваивают полученную информацию. Им очень трудно сконцентрировать внимание на какой-то конкретной задаче, из-за чего, собственно, и возникают проблемы с обучением. Впрочем, при легкой умственной отсталости ребенок способен достаточно долго хранить полученную информацию в памяти, и при необходимости он может воспользоваться ею.
Помимо этого, зачастую такие дети замыкаются в себе. Все дело в том, что им довольно сложно правильно понимать эмоции, проявляемые другими людьми. Однако здесь возможен и иной вариант. Ребенок может стараться привлекать внимание к собственной персоне с помощью самых разных поступков, в том числе, и считающихся антисоциальными. Кроме того, такие дети очень доверчивы, и легко поддаются влиянию. Для данной патологии характерны проблемы с моторикой, речью, интеллектуальным развитием. Значительные трудности присутствуют и в плане восприятия окружающего мира. Как правило, проявляются и дефекты физического развития.
Ребенок с легкой формой умственной отсталости может справиться с такой задачей, как формирование определенных групп («фрукты», «животные» и так далее), однако делает он это по конкретно-ситуативным признакам. Такие дети не понимают переносный смысл метафор и пословиц и трактуют их буквально. Они не могут решить арифметических задач, в которых требуется осуществить 2 или больше действий, причем во многих случаях помощь педагога жестко отвергается. Механическое запоминание имен или, например, дат у детей с такой патологией в большинстве случаев развито неплохо. Вместе с тем наблюдается общее снижение памяти. У такого ребенка отсутствует чувство юмора, фантазия, не развито воображение. Круг его интересов очень ограничен. Это может быть телевизор, прослушивание сказок или, скажем, компьютерные игры.
В медицине различают врожденную и приобретенную легкую умственную отсталость. В данном случае классификация зависит от причин, спровоцировавших появление патологии. Это могут быть, например, хромосомные или генетические отклонения, сложные роды, в ходе которых был поврежден головной мозг малыша, пребывание ребенка в социально-опасной среде. Помимо этого, развитие легкой степени умственной отсталости иногда становится следствием вредных привычек родителей – злоупотребления алкоголем, приема наркотических средств. Также спровоцировать развитие данной патологии способны и некоторые вирусные заболевания, такие, например, как краснуха. В общем, причин есть достаточно много, и поэтому в первую очередь следует установить, что же именно привело к появлению умственной отсталости.
Следует особо отметить тот факт, что при таком диагнозе лечение как таковое в большинстве случаев отсутствует. Конечно, некоторым детям могут быть назначены определенные препараты, способные убрать тот или иной неприятный симптом. Однако медикаменты в данном случае имеют совсем не приоритетное значение. Главное – своевременно начатое лечебно-психологическое воздействие на ребенка. Чем раньше этим заняться – тем лучше будет результат коррекции. Для таких детей разработана адаптированная образовательная программа, в которой учтены их особенности. Здесь хорошо продумана подача новой информации, а также предусмотрена проверка успешности усвоения полученных знаний и навыков.
При наличии правильного подхода к обучению и своевременности начала лечения различных психических и неврологических расстройств, которые нередко сопровождают легкую умственную отсталость, в итоге можно добиться очень хорошего результата – повышения коэффициента IQ на 10 или даже на 15 единиц. Нередко после этого у родителей даже возникает вопрос «Как снять диагноз?», ранее поставленный их ребенку. Сделать это вполне реально. Подтвердить или опровергнуть наличие прогресса могут специалисты после проведения экспертизы и изучения полученных результатов.
Дети с легкой степенью умственной отсталости требуют к себе особого внимания. Важно научиться правильно с ними общаться, подавать информацию, контролировать все их действия. Родители должны всегда проявлять терпение, доброжелательность, и ни в коем случае не срываться на ребенке. Ведь один из основных факторов, позволяющий добиться существенного прогресса – это особенный подход. Здесь нужно учитывать не только особенности данной патологии, но и, например, характер ребенка, его готовность идти на контакт и так далее. Тем не менее если делать все правильно, то такие дети впоследствии вполне нормально адаптируются в обществе.
Умственная отсталость у ребенка
23 Сентября 18 в 00:08
Оглавление
Олигофрения (или умственная отсталость у детей) – стойкие нарушения в умственной (интеллектуальной) и психической деятельности ребенка. Такие нарушения составляют самую многочисленную группу заболеваний, приводящую к необратимой, органически обусловленной, умственной отсталости у детей, причиной которых можно считать внутриутробное повреждение структур головного мозга плода.
Каковы основные признаки и проявления олигофрении? На каком этапе возможно проведение ранней диагностики таких нарушений? Как правильно организовать обучение таких детей?
Немного статистики
По данным, опубликованным в зарубежных источниках, около 1% мирового населения имеет различную степень олигофрении. Британские же ученые склоняются к цифре 3% и говорят о том, что в некоторых случаях проявления заболевания настолько слабо выражены, что официально не диагностируются.
У женского населения диагноз «олигофрения» встречается в 1,5-2 раза реже, чем у мужского.
В подавляющем большинстве случае, легкая степень умственной отсталости у детей диагностируется в возрасте 6-7 лет, на момент начала школьного обучения. Тяжелая степень олигофрении диагностируется уже в первые годы жизни ребенка.
85% детей имеют легкую степень олигофрении, 10% – умеренную, 4% – тяжелую и 1% – очень тяжелую.
Причины олигофрении
Среди причин развития умственной отсталости у детей выделяют три основные группы:
наследственные причины (генетические и хромосомные нарушения);
антенатальные, к ним относятся нарушения, вызванные воздействием на плод, в момент его внутриутробного развития, любых патогенных факторов;
постнатальные – это нарушения, возникшие в процессе родовой деятельности, в период новорожденности или в течение первых 24 месяцев развития ребенка.
Наследственные причины
Наследственные причины олигофрении составляют до 70% всех случаев развития патологии, при которой нарушается формирование структур головного мозга ребенка. Среди самых распространенных можно обозначить патологии, вызванные нарушением набора хромосом или же их дефектами:
синдром Дауна (трисомия по 21 хромосоме), определен наличием лишней 21 хромосомы – в кариотипе присутствуют три 21 хромосомы, вместо положенной пары;
синдром Патау определен наличием лишней 13 хромосомы;
синдром кошачьего крика – умственная отсталость детей, вызванная нарушениями в 5р хромосоме.
Кроме того, ученые выделяют виды нарушений, вызывающих умственную отсталость и обусловленные наследственными нарушениями процесса метаболизма в организме:
дефицитом йода в период внутриутробного развития;
нарушением обмена аминокислот;
недостаточностью расщепления некоторых групп ферментов или их дефицитом.
Антенатальные причины
К антенатальным причинам развития олигофрении относят целый рад нарушений развития плода, которые могут быть вызваны:
гипоксией плода (длительным кислородным голоданием);
нарушениями функций плаценты, которые приводят к задержке внутриутробного развития, в том числе, при формировании структур головного мозга;
наличием различных инфекций в организме матери (токсоплазмоза, герпеса, венерических заболеваний);
перенесенной в период беременности краснухой (инфекционного заболевания);
применением в период беременности (особенно на ранних ее сроках) некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и т.д.);
употреблением спиртных напитков на протяжении всего периода беременности.
Постнатальные причины
Основными постнатальными причинами развития таких нарушений умственного развития у детей, как олигофрения, можно считать острую асфиксию плода в момент родов и полученную в этот же период родовую травму (чаще это происходить при применении гинекологических щипцов или вакуума).
Еще одной достаточно распространенной причиной, является несовпадение резус-факторов матери и ребенка.
Перенесенные в раннем возрасте инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит, также могут вызвать органические поражения важных участков головного мозга и провоцировать появлением признаков олигофрении.
Степени и симптомы олигофрении
Современная медицина, на сегодняшний день, выделяет 4 степени развития олигофрении, которые зависят от размеров и локализации пораженных участков головного мозга.
1 степень
1 степень олигофрении считается легкой, ее еще называют дебильность. Для таких детей, в подавляющем большинстве случаев, свойственно:
несколько более медленное освоение социально значимых навыков и азов обучения в школе;
эмоциональная зависимость от определенных людей и сильная внушаемость;
легкая степень нарушения поведенческих характеристик;
особенности развития физических навыков, часто отставание в физическом развитии от сверстников;
наличие неярко выраженных проблем с абстрактным и пространственным мышлением и логикой.
2 и 3 степени
2 степень – умеренная степень умственной отсталости или незначительно выраженная имбецильность;
3 степень – тяжелая степень умственной отсталости или значительно выраженная имбецильность.
Основными симптомами таких поражений головного мозга являются:
-
сильно выраженное косноязычие детей;
минимально выраженная способность к самостоятельности, при сохранении способности к самообслуживанию;
минимально развитая способность к самостоятельному мышлению;
минимальный словарный запас;
задержка физического развития в раннем возрасте;
нарушение способности запоминания, с этим связано ограничение способности к обучению;
нарушению механизмов адаптации, что порой приводит к развитию различных поведенческих нарушений.
Различие в симптомах, их проявлениях и, конечно, степени таких проявлений, зависит от причин поражения головного мозга и его масштаба.
4 степень
4 степень олигофрении (или идиотия) может быть диагностирована уже при рождении или в течение нескольких недель после него. Это фатальное нарушение физических и психических функций организма:
практически полностью отсутствует способность мыслить и говорить;
нарушены функции центральной нервной системы – отсутствует реакция на внешние раздражители, не развит навык узнавания и выражения каких-либо эмоций, неспособность к распознаванию речи, нарушена координация движений, а в некоторых случаях, нарушена способность к обонянию и осязанию.
Лечение или обучение?
Исходя из причин появления этого заболевания, специфики его симптомов и протекания, можно с уверенностью сказать, что формально, олигофрения (как и большинство органических нарушений мозговой деятельности) нельзя относить к разряду болезней. Олигофрения – это определенное состояние, лекарства от которого, даже при сегодняшнем уровне развития медицины, просто нет! Основным «лечением» в такой ситуации является грамотная, ранняя реабилитация и адаптация.
Что это значит для родителей и детей с таким диагнозом? Прежде всего, необходимо осознать, что такие дети могут и должны овладеть основными жизненными навыками и способностью к социальной деятельности (исключения составляют только случаи идиотии и тяжелой дебильности). Более того, они способны к обучению и освоению определенного ряда профессий, однако это потребует от родителей и педагогов больше времени и затраченных усилий.
Для детей, с выявленной умственной отсталостью разработаны и действуют специализированные программы обучения, которые учитывают особенности их развития и психики. Большую долю в таком обучении занимают игры.
Получение медикаментозного лечения может быть обусловлено необходимостью снятия мышечного напряжения, устранения последствий нарушения обмена веществ, необходимостью поддержания хорошего настроения и потребности в общении. Подобная терапия может быть назначена только после проведения глубокого комплексного анализа состояния ребенка, при взаимодействии специалистов нескольких областей – психолога, психиатра, эндокринолога, педиатра и олигофренопедагога.
Специалисты в области олигофренопедагогики говорят о том, что дети, имеющие умственную отсталость различной степени, очень нуждаются в заботе и поддержке. Они быстро откликаются на любые проявления к ним внимания и готовы к освоению новых навыков и знаний.
Если олигофрения сопровождается наличием каких-либо пороков в физическом развитии, необходимо максимально раннее прохождение соответствующей программы реабилитации. Такая программа может включать в себя упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, силы, общей выносливости организма и ловкости ребенка. Кроме того, программа физического развития для детей, страдающих олигофренией, в обязательном порядке предполагает наличие занятий для коррекции работы дыхательной и сердечнососудистой системы, отработки навыков ориентации в пространстве, а также умения самопроизвольно расслаблять и напрягать мышцы тела. Большое значение придается общему тонусу организма и работе иммунной системы.
При работе с такими особенными детьми, необходимо помнить, что они не способны к проведению самостоятельных занятий, им необходимо постоянное сопровождения с многократными повторениями и контролем.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации