Симптомы отклонений развитии ребенка
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Мария Волкова
Дети с ОВЗ. Виды отклонений
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, ЗПР, слепых и слабовидящих, слабослышащих, детей с РДА и др.
Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%, у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, – это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
Нарушения опорно-двигательного аппарата.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений.
Задержка психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»,так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости. В целом для данного состояния характерны гетерохронность (разновременность) проявления отклонений и существенные различия как в степени их выраженности, так и в прогнозе последствий. ЗПР часто осложняется различными негрубыми, но нередко стойкими нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др., нарушающими интеллектуальную работоспособность ребёнка.
Умственно отсталые дети – дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС.
К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения и, все более утверждающееся в последнее время, – сложная структура дефекта, сложная структура нарушения или множественное нарушение.
Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
Сказки и их виды “Сказки и их виды” Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых.
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети — счастливые дети» Что же такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.
Консультация для воспитателей «Раннее выявление отклонений в развитии ребенка» Ответственность родителей значительно возрастает, если ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. В этом случае диагностика состояния.
Консультация «Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста» “Причины и виды отклонений речевого развития детей дошкольного возраста. “Дошкольный возраст— это период активного усвоения ребенком разговорного.
Музыкотерапия, как один из методов коррекции эмоциональных отклонений, страхов Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств,.
Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников» О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольниковПсихическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием.
Консультация «Предупреждение речевых отклонений у дошкольников» В последнее время вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста стали особенно актуальны. Статистика.
«Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей» как одна из тем Профессионального Стандарта «Педагог»
статья
“Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей” как одна из тем Профессионального Стандарта Педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 89.63 КБ |
психодиагностика | 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга Основы психодиагностики и основные признаки отклонения развития детей Автор: Дворникова Н.Н.
Понятие психодиагностики Психодиагностика (от греческого псюхо – душа, диагностикас – способный распознавать)- отрасль психологии, разрабатывающая теорию, принципы и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
все , что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально-психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом. Объект психодиагностической оценки:
Условия проведения ПД 1.Специалистом. (Психодиагностика детей в учреждениях системы образования осуществляется профессионально подготовленными практическими психологами, оканчивающими факультеты психологии при университетах или факультеты переподготовки по специальности «Практическая психология» при высших педагогических учебных заведениях) 2.Только с разрешения родителей. 3. Результаты обязательно доводятся до родителей.
Рекомендовано в ДОУ · Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. · Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. · Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума ( ПМПк ) ДОУ, согласно положению о ПМПк . · Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. Дополнительно: · По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Педагогическая диагностика предполагает исследование индивидуального развития ребенка относительно самого себя. МОЖЕТ ПРОВОДИТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.
Требования морально-этического характера к ПД 1. Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку. 2. Психодиагностика детей может и должна производиться только с согласия самих детей и их родителей. 3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностического обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом-психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные ответы на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей. 4. Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы ребенка и заключения о возможностях его обучения и воспитания. 5. Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают
ПРИМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ -Тест «Дом-Дерево-Человек» Тест “Несуществующее животное Тест “Рисунок семьи Тест Розенцвейга (детский вариант)
ПРИЗНАКИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ К сожалению, число детей с отклонениями в развитии неуклонно возрастает, этому есть ряд причин: -наследственность; -факторы внешней среды.
ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Физические. (Дети имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. Психические. (Относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы). Педагогические. (Дети , которые по определенным причинам не получили среднего образования. Социальные. (Дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность , значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.
одаренный ребенок Одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу. Одаренного ребенка отличают упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, повышенная концентрация внимания. Для одаренного ребенка характерно необычное, неожиданное, своеобразное видение окружающих явлений и предметов, развитое чувство юмора.
Отклонения в развитии Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами). Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание. Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.
Норма в развитии – уровень развития соответствует большинству ровесников, среди которых он растет. -поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален. –ребенок развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния, как со стороны своего организма, так и окружающей среды.
Признаки отклоняющегося развития в младенческом и раннем возрасте.
Консультация для родителей: «Какие признаки могут свидетельствовать о нарушении развития ребенка в младенческом возрасте?».
Младенческий возраст захватывает период развития с рождения до 1-го года. Тревожными симптомами отклонения развития от нормы могут быть:
- у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;
- нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;
- запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;
- «гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;
- язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;
- к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;
- ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;
- у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;
- ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;
- к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.
При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, учителю-дефектологу. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.
Консультация для родителей: «Какие признаки могут свидетельствовать о нарушении развития ребенка в раннем возрасте?».
Ранний возраст – от 1-го года до 3-х лет. Признаки отклоняющегося развития:
- Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у невролога и других узких специалистов.
- Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.
- В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их разнообразие.
- Первые слова появились позже 1г.2мес.
- Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.
- На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит или уходит, как будто просьбы не слышал).
- Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).
- Ребенок одинаково активно/малоактивно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
- Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.
- Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.
- Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
- В 1 год малыш не может произнести ни одного слова, не может выполнить простейшие просьбы типа «покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
- К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
- В 2 года малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографии.
- К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
- В 3 года не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может назвать свое имя и фамилию, имеет ограниченный словарный запас.
- Не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки.
- Не прислушивается, не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения своих мыслей.
- Искажает звуки (в речи появляются звуки, не свойственные русскому языку: межзубные, «горловые» и другие варианты).
- Говорит в нос («гнусавит»).
Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития ребенка, значит, вашему малышу необходима помощь. Обратиться вы можете к учителю-дефектологу дошкольного учреждения или в районный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Неврология у новорожденных — симптомы отклонений и расстройств
Детские неврологические проблемы являются проблемой современного общества. Отрицательные факторы – неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы во время беременности, нерациональное питание, сказываются на состоянии нервной системы младенцев. Неврология у новорожденных, по данным исследований ВОЗ, наблюдается примерно у четырех из пяти младенцев.
Неврология у новорожденных
Особенности детской нервной системы
Нервная система ребенка начинает развиваться еще во внутриутробном периоде. Доктор Комаровский указывает на такие ее основные особенности:
- К концу внутриутробного периода нервная система уже полностью сформирована.
- Ребенок рождается с незрелой нервной системой.
- Развитие ткани головного мозга происходит после рождения.
- Мозг новорожденного имеет почти все извилины.
- Наиболее зрелым к моменту рождения является спинной мозг.
Обратите внимание! При рождении масса мозга составляет ¼ веса мозга взрослого человека. К концу второго года она достигает 80% от массы взрослого мозга.
Основные рефлексы новорожденных
У новорожденных проверяют такие основные группы рефлексов:
- Корневой. Если прикоснуться к уголкам губ, то малыш поворачивает головку и открывает рот.
- Сосательный. При прикосновении к губам наблюдаются ритмичные движения.
- Хватательный. При поглаживании детской ладони пальцы сжимаются в кулачок.
- Ладонно-ротовой. При надавливании на ладонь малыш открывает рот, наклоняя головку.
- Рефлекс Моро. При ударе по поверхности, где лежит грудной ребенок, он разводит руки в стороны, потом делает обхватывающее движение.
- Защитный. Если положить ребенка на живот, то он поворачивает голову в сторону.
Симптомы неврологии у грудничков
Неврологическая симптоматика у новорожденных может проявляться в:
- повышенной нервной возбудимости;
- дрожании конечностей;
- частых срыгиваниях;
- двигательных нарушениях;
- расстройствах сна;
- повышениях тонуса мышц;
- нарушении регуляции внутричерепного давления.
Наблюдаются и признаки заболеваний вегетативной нервной системы:
- судороги;
- наличие мраморного оттенка кожи;
Мраморность кожи у новорожденного
- влажные и холодные конечности;
- повышенная чувствительность к смене погодных условий.
Появление симптомов неврологии у новорожденных является поводом для немедленного обращения к врачу.
Причины развития патологи
Основными причинами развития неврологических заболеваний у малышей являются:
- родовая травма;
- кислородное голодание;
- осложненные роды;
- токсикоз женщин во время беременности;
- неблагоприятная наследственность.
Основные виды заболеваний
Вот какие неврологические заболевания бывают у новорожденных чаще всего:
- Гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы. Оно развивается на фоне гипоксии плода во время беременности.
Опасно! Тяжелое кислородное голодание плода повышает риск нарушений интеллекта, детского церебрального паралича или судорожного синдрома.
- Родовые травмы. К ним относятся все неврологические расстройства у новорожденных, появившиеся после прохождения ребенка по родовым путям.
- Гидроцефалия. Это избыточное накопление спинномозговой жидкости в желудочках мозга. Заболевание приводит к деформациям черепа.
Когда можно заметить нарушения
Если подозревается неврология у грудничков симптомы ее могут проявляться уже с первых недель жизни. Уже в это время можно заметить:
- отсутствие сосательного рефлекса;
- отсутствие защитного рефлекса;
- угнетение реакции автоматической ходьбы;
- отсутствие зажимания предмета или пальца;
- асимметричность рефлекторного ответа в ногах;
- патологическое выпирание родничка.
До года можно заметить такие признаки неврологии у грудничков:
- мраморность кожи, наличие полос на ней (этот симптом является физиологичным в первые годы жизни);
- ускоренный рост головы;
- косоглазие.
К чему приводит промедление
Неврологические проявления у новорожденных не всегда бывают ярко выраженными. Иногда заметить развитие серьезного заболевания может только врач. Опасность игнорирования симптомов неврологических заболеваний в том, что они приводят к прогрессированию патологий.
Ряд проявлений неврологического заболевания требует немедленного врачебного вмешательства.
Невролог для грудничка
Осмотр ребенка детским неврологом необходим для оценки общего состояния малыша и сбора анамнеза. Врачу во время приема важна такая информация:
- какая по счету беременность, и не было ли у матери вредных привычек;
- наличие заболеваний во время беременности;
- была ли угроза ее прерывания;
- не было ли токсикоза.
При общем осмотре ребенка до года оцениваются:
- форма и размер черепа;
- размер большого родничка;
Родничок у ребенка
- аномалии развития ушных раковин, глаз.
Важно! Детский невролог должен осматривать ребенка в возрасте 1, 3, 6 мес. Если малыш развивается без отклонений, то следующий осмотр на предмет симптомов заболеваний по неврологии у детей до года должен произойти в 12 месяцев. В случае отклонений в развитии невролог для грудничка должен вызываться каждый месяц.
Также особое внимание уделяется безусловным рефлексам. После 3, максимум 4 месяцев они должны постепенно угасать. Наличие неврологических симптомов у младенцев, связанных с патологическими безусловными рефлексами, является поводом для госпитализации в детское отделение.
При достижении одного месяца
Невролог следит, появились ли у ребенка характерные признаки, свидетельствующие о нормальном развитии. В одномесячном возрасте карапуз должен удерживать на короткое время головку, лежа на животике, фиксировать взгляд на ярком предмете или лице матери. В этом же возрасте младенец начинает гулить.
При достижении трех месяцев
Невролог фиксирует, как в трехмесячном возрасте ребенок может длительно удерживать голову. Он начинает самостоятельно переворачиваться на спину, хватать игрушки в руки и рассматривать их.
В полугодовалом возрасте
В это время ребенок способен откликаться на имя, различать своих и чужих, активно лепетать, становиться на четвереньки. Также он пытается садиться. Невролог должен следить за всеми изменениями.
Дети постарше
К 9-месячному возрасту врач должен зафиксировать такие изменения:
- малыш может стоять, держась за опору;
- приседать;
- выполнять самые простые просьбы.
Диагностика заболевания у грудных малышей
Для диагностики новорожденного невропатолог применяет такие исследования:
- Допплерографию. Она позволяет визуализировать работу сосудов головы, шеи.
- УЗИ сосудов.
УЗИ сосудов ребенку
- ЭхоЭГ. С ее помощью регистрируют электрическую активность головного мозга.
- Компьютерная или магнито-резонансная томография позволяет получить полную картину работы мозга.
Детские болезни нервной системы следует диагностировать и лечить как можно раньше. Только так развитие ребенка будет полноценным. Промедление с началом лечения неврологии у младенцев вызывает серьезные осложнения.