Олигофрения у детей симптомы
Почему дети рождаются олигофренами, и можно ли научить их полноценно жить
По данным Википедии, олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденная или приобретенная с раннего детства задержка или неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.
По данным Всемирной организации здравоохранения, с врожденным слабоумием рождается около 3% детей во всем мире.
Раньше считалось, что люди с врожденными пороками развития центральной нервной системы, которые и являются причиной олигофрении, обречены и не способны к социализации. Современное общество более гуманное. Раньше родители оставляли больных олигофренией детей в специализированных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Некоторые семьи, в частности известные личности, наоборот гордятся своими детьми и делятся опытом воспитания.
О том, как определить олигофрению, причины врожденного слабоумия, симптоматика, диагностика, профилактика и др., узнаете из нашей статьи.
Как определить олигофрению
Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.
Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.
Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.
Методы определения олигофрении:
- Скрининговые обследования во время беременности.
- Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
- Наблюдение за беременностью и родами.
- Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
- Диагностика психической задержки развития младенца.
- Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
- Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
- Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.
Наследственные причины
Генетически, причины врожденного слабоумия носят эндогенный (внутренний) характер. Источником являются хромосомные патологии, нарушение метаболизма, специфические синдромы.
Например, синдром Дауна – наличие 21 лишней хромосомы. Послужить причиной развития олигофрении могут такие заболевания, как синдром Шерешевского-Тренера Клайнфельтера, Рубинштейна-Тейби.
Антенатальные причины:
- Гипоксия плода, вызванная плацентарной недостаточностью;
- Другие патологии плаценты;
- TORCH-инфекции матери в период беременности (цитомегаловирус, герпетическая инфекция, токсоплазмоз и краснуха);
- Токсическое воздействие некоторых химических веществ;
- Алкоголизм и наркомания матери, а также применение запрещенных во время беременности лекарственных препаратов;
- Радиоактивное воздействие;
- Преждевременные роды.
Постнатальные причины:
- Асфиксия плода во время прохождения через родовые пути;
- Черепно-мозговые травмы новорожденного;
- Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.
Симптомы олигофрении в разном возрасте
У новорожденных
- Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
- Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
- Другие внешние патологии.
- Выявление патологий внутренних органов;
- Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
– Характерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
– Чрезмерная бледность кожных покровов;
– Судороги и др.
В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)
Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.
- В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
- В два – долго изучает предметы на расстоянии.
- В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
- Четырехмесячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.
При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.
Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.
У дошкольников
Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.
- Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения. - Отсутствие абстрактного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.
Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный характер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.
В школьном возрасте
При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.
- У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
- Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
- На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении характерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.
Олигофрения
Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.
Причины олигофрении
К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).
Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.
Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.
Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.
Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.
Характеристика олигофрении
Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.
Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.
Классификация
Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.
Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).
Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.
Классификация олигофрении по М.С.Певзнер
Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.
В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию – типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:
– осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;
– дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.
С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:
– осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);
– олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;
– умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;
– олигофрения с явной лобной недостаточностью.
Диагностика олигофрении
Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:
А . Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.
В . Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.
С . Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.
D . Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.
E . Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.
Классификация по Е. И. Богдановой
1 – снижение интеллекта
2 – общее системное недоразвитие речи
3 – нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)
4 – нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)
5 – некритичность мышления, конкретность
6 – малопродуктивность памяти
7 – недоразвитие познавательных интересов
8 – нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)
Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу – аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.
Степени олигофрении
Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.
Умственная отсталость у ребенка
23 Сентября 18 в 00:08
Оглавление
Олигофрения (или умственная отсталость у детей) – стойкие нарушения в умственной (интеллектуальной) и психической деятельности ребенка. Такие нарушения составляют самую многочисленную группу заболеваний, приводящую к необратимой, органически обусловленной, умственной отсталости у детей, причиной которых можно считать внутриутробное повреждение структур головного мозга плода.
Каковы основные признаки и проявления олигофрении? На каком этапе возможно проведение ранней диагностики таких нарушений? Как правильно организовать обучение таких детей?
Немного статистики
По данным, опубликованным в зарубежных источниках, около 1% мирового населения имеет различную степень олигофрении. Британские же ученые склоняются к цифре 3% и говорят о том, что в некоторых случаях проявления заболевания настолько слабо выражены, что официально не диагностируются.
У женского населения диагноз «олигофрения» встречается в 1,5-2 раза реже, чем у мужского.
В подавляющем большинстве случае, легкая степень умственной отсталости у детей диагностируется в возрасте 6-7 лет, на момент начала школьного обучения. Тяжелая степень олигофрении диагностируется уже в первые годы жизни ребенка.
85% детей имеют легкую степень олигофрении, 10% – умеренную, 4% – тяжелую и 1% – очень тяжелую.
Причины олигофрении
Среди причин развития умственной отсталости у детей выделяют три основные группы:
наследственные причины (генетические и хромосомные нарушения);
антенатальные, к ним относятся нарушения, вызванные воздействием на плод, в момент его внутриутробного развития, любых патогенных факторов;
постнатальные – это нарушения, возникшие в процессе родовой деятельности, в период новорожденности или в течение первых 24 месяцев развития ребенка.
Наследственные причины
Наследственные причины олигофрении составляют до 70% всех случаев развития патологии, при которой нарушается формирование структур головного мозга ребенка. Среди самых распространенных можно обозначить патологии, вызванные нарушением набора хромосом или же их дефектами:
синдром Дауна (трисомия по 21 хромосоме), определен наличием лишней 21 хромосомы – в кариотипе присутствуют три 21 хромосомы, вместо положенной пары;
синдром Патау определен наличием лишней 13 хромосомы;
синдром кошачьего крика – умственная отсталость детей, вызванная нарушениями в 5р хромосоме.
Кроме того, ученые выделяют виды нарушений, вызывающих умственную отсталость и обусловленные наследственными нарушениями процесса метаболизма в организме:
дефицитом йода в период внутриутробного развития;
нарушением обмена аминокислот;
недостаточностью расщепления некоторых групп ферментов или их дефицитом.
Антенатальные причины
К антенатальным причинам развития олигофрении относят целый рад нарушений развития плода, которые могут быть вызваны:
гипоксией плода (длительным кислородным голоданием);
нарушениями функций плаценты, которые приводят к задержке внутриутробного развития, в том числе, при формировании структур головного мозга;
наличием различных инфекций в организме матери (токсоплазмоза, герпеса, венерических заболеваний);
перенесенной в период беременности краснухой (инфекционного заболевания);
применением в период беременности (особенно на ранних ее сроках) некоторых лекарственных препаратов (антибиотики, препараты, содержащие ацетилсалициловую кислоту и т.д.);
употреблением спиртных напитков на протяжении всего периода беременности.
Постнатальные причины
Основными постнатальными причинами развития таких нарушений умственного развития у детей, как олигофрения, можно считать острую асфиксию плода в момент родов и полученную в этот же период родовую травму (чаще это происходить при применении гинекологических щипцов или вакуума).
Еще одной достаточно распространенной причиной, является несовпадение резус-факторов матери и ребенка.
Перенесенные в раннем возрасте инфекции головного мозга, например, энцефалит или менингит, также могут вызвать органические поражения важных участков головного мозга и провоцировать появлением признаков олигофрении.
Степени и симптомы олигофрении
Современная медицина, на сегодняшний день, выделяет 4 степени развития олигофрении, которые зависят от размеров и локализации пораженных участков головного мозга.
1 степень
1 степень олигофрении считается легкой, ее еще называют дебильность. Для таких детей, в подавляющем большинстве случаев, свойственно:
несколько более медленное освоение социально значимых навыков и азов обучения в школе;
эмоциональная зависимость от определенных людей и сильная внушаемость;
легкая степень нарушения поведенческих характеристик;
особенности развития физических навыков, часто отставание в физическом развитии от сверстников;
наличие неярко выраженных проблем с абстрактным и пространственным мышлением и логикой.
2 и 3 степени
2 степень – умеренная степень умственной отсталости или незначительно выраженная имбецильность;
3 степень – тяжелая степень умственной отсталости или значительно выраженная имбецильность.
Основными симптомами таких поражений головного мозга являются:
-
сильно выраженное косноязычие детей;
минимально выраженная способность к самостоятельности, при сохранении способности к самообслуживанию;
минимально развитая способность к самостоятельному мышлению;
минимальный словарный запас;
задержка физического развития в раннем возрасте;
нарушение способности запоминания, с этим связано ограничение способности к обучению;
нарушению механизмов адаптации, что порой приводит к развитию различных поведенческих нарушений.
Различие в симптомах, их проявлениях и, конечно, степени таких проявлений, зависит от причин поражения головного мозга и его масштаба.
4 степень
4 степень олигофрении (или идиотия) может быть диагностирована уже при рождении или в течение нескольких недель после него. Это фатальное нарушение физических и психических функций организма:
практически полностью отсутствует способность мыслить и говорить;
нарушены функции центральной нервной системы – отсутствует реакция на внешние раздражители, не развит навык узнавания и выражения каких-либо эмоций, неспособность к распознаванию речи, нарушена координация движений, а в некоторых случаях, нарушена способность к обонянию и осязанию.
Лечение или обучение?
Исходя из причин появления этого заболевания, специфики его симптомов и протекания, можно с уверенностью сказать, что формально, олигофрения (как и большинство органических нарушений мозговой деятельности) нельзя относить к разряду болезней. Олигофрения – это определенное состояние, лекарства от которого, даже при сегодняшнем уровне развития медицины, просто нет! Основным «лечением» в такой ситуации является грамотная, ранняя реабилитация и адаптация.
Что это значит для родителей и детей с таким диагнозом? Прежде всего, необходимо осознать, что такие дети могут и должны овладеть основными жизненными навыками и способностью к социальной деятельности (исключения составляют только случаи идиотии и тяжелой дебильности). Более того, они способны к обучению и освоению определенного ряда профессий, однако это потребует от родителей и педагогов больше времени и затраченных усилий.
Для детей, с выявленной умственной отсталостью разработаны и действуют специализированные программы обучения, которые учитывают особенности их развития и психики. Большую долю в таком обучении занимают игры.
Получение медикаментозного лечения может быть обусловлено необходимостью снятия мышечного напряжения, устранения последствий нарушения обмена веществ, необходимостью поддержания хорошего настроения и потребности в общении. Подобная терапия может быть назначена только после проведения глубокого комплексного анализа состояния ребенка, при взаимодействии специалистов нескольких областей – психолога, психиатра, эндокринолога, педиатра и олигофренопедагога.
Специалисты в области олигофренопедагогики говорят о том, что дети, имеющие умственную отсталость различной степени, очень нуждаются в заботе и поддержке. Они быстро откликаются на любые проявления к ним внимания и готовы к освоению новых навыков и знаний.
Если олигофрения сопровождается наличием каких-либо пороков в физическом развитии, необходимо максимально раннее прохождение соответствующей программы реабилитации. Такая программа может включать в себя упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, силы, общей выносливости организма и ловкости ребенка. Кроме того, программа физического развития для детей, страдающих олигофренией, в обязательном порядке предполагает наличие занятий для коррекции работы дыхательной и сердечнососудистой системы, отработки навыков ориентации в пространстве, а также умения самопроизвольно расслаблять и напрягать мышцы тела. Большое значение придается общему тонусу организма и работе иммунной системы.
При работе с такими особенными детьми, необходимо помнить, что они не способны к проведению самостоятельных занятий, им необходимо постоянное сопровождения с многократными повторениями и контролем.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации
Олигофрения у детей
. или: Малоумие, умственная отсталость, недоразвитие интеллекта
Симптомы олигофрения у ребенка
- Отставание в умственном развитии (в том числе у взрослого человека в детстве).
- Отставание в физическом развитии: ребенок (или взрослый человек в детстве) поздно начинает ходить, присаживаться.
- Недоразвитие речи: от наличия бедного словарного запаса (100-200 слов) до полного отсутствия речи, при этом контакт осуществляется с помощью крика, стона. Иногда человек с олигофренией может не понимать речь.
- Нарушение абстрактного мышления: люди с олигофренией с трудом могут сказать, есть ли что-то общее между понятиями “ стул”, ” стол” и ” шкаф”, объяснить, что означает такое абстрактное понятие, как, например, “ свет” или “ любовь”.
- Нарушение узнавания вещей, людей: в тяжелых случаях люди с олигофренией не узнают своих родных.
- Нарушение выполнения простейших бытовых навыков (мытье посуды, уборка, чистка зубов, одевание), а также сложных видов деятельности (чтение, письмо, спортивные игры).
- Подчиняемость, внушаемость: люди с олигофренией часто ввязываются в компании наркоманов, правонарушителей, так как являются чрезвычайно внушаемыми.
- Эмоциональные нарушения в виде вспышек агрессивности, злости, раздражительности.
Выраженность перечисленных симптомов индивидуальна для каждого человека.
Формы олигофрения у ребенка
Причины олигофрения у ребенка
- Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, Прадера-Вилли связаны с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются также признаками физического недоразвития).
- Повреждающие факторы, воздействующие на плод через организм беременной женщины (матери).
- Ионизирующее излучение (например, при частом применении рентгена).
- Химические агенты (например, бытовые токсины, алкоголь, наркотики).
- Инфекционные заболевания у беременной:
- цитомегаловирусная инфекция;
- сифилис;
- краснуха;
- токсоплазмоз и др.
- Недоедание у беременной (или грубое нарушение диеты, например, отказ от употребления мяса в контексте вегетерианства, но без должной компенсации необходимых веществ).
- Недостаток йода у беременной (необходим для правильного развития нервной системы плода).
- Травмы головного мозга ребенка в процессе родов: асфиксия (удушье), родовая травма.
- Недостаточное общение и педагогическая работа с ребенком в первые годы жизни (в неблагополучных семьях): при этом исходные ресурсы головного мозга оказываются неиспользованными, поэтому в этих случаях чаще отмечается положительный эффект от лечебных мероприятий.
- Недостаток йода в пищевом рационе в раннем возрасте (новорожденность и до 2-3 лет).
Врач невролог поможет при лечении заболевания
Диагностика олигофрения у ребенка
- Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
- с какого возраста признаки олигофрении (недостаточное развитие речи, эмоциональная недоразвитость, трудности при чтении, бедная речь) стали заметны;
- как протекала беременность этим ребенком (были ли инфекционные заболевания, недостаточное питание);
- часто ли он болел простудными заболеваниями в раннем детстве;
- как питался (в частности, не было ли недоедания).
- Осмотр детским психиатром: оценка интеллектуальных способностей человека при беседе, использовании специальных шкал, опросников. Оценивается речь пациента, уровень его общения в социальной среде, отношения с родителями и родственниками (часто люди с олигофренией очень трепетно относятся к родителям, называя их по имени, но не узнают знакомых людей и даже пугаются их).
- КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяют послойно изучить строение головного мозга и определить возможные признаки повреждения мозга (кровоизлияния, нарушения строения мозга).
Лечение олигофрения у ребенка
- Лечение при легких и среднетяжелых формах (дебильность и имбецильность) сводится к коррекции имеющегося интеллектуального дефекта с помощью коррекционных школ, активного участия педагогов, логопедов в развитии речи, социальных навыков, мышления и внимания у больных.
- Лечение тяжелых форм (идиотии) сводится к постоянному надзору в условиях дома инвалидов, домах для умственно отсталых или психиатрической лечебницы. Больным необходим тщательный уход, кормление.
- Для обучения умственно отсталых детей и подростков созданы специализированные учреждения (например, вспомогательные школы, интернаты, специальные ПТУ).
Осложнения и последствия олигофрения у ребенка
- Нарушение социальной адаптации в связи с выраженным в той или иной степени интеллектуальным дефектом.
- Агрессивное поведение с социально опасными поступками (чаще бывают при среднетяжелых и тяжелых формах): например, суицидальное поведение, попытка убийства и др.
Профилактика олигофрения у ребенка
- Профилактика со стороны беременной женщины (матери):
- регулярное посещение акушера-гинеколога (1 раз в месяц в 1-м триместре, 1 раз в 2-3 недели во 2-м триместре и 1 раз в 7-10 дней в 3-м триместре);
- своевременная постановка на учет в женской консультации (до 12 недели беременности);
- ежедневные прогулки на свежем воздухе (не менее 2-х часов);
- соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8 часов);
- сбалансированное и рациональное питание (употребление в пищу продуктов с высоким содержанием клетчатки (овощи, фрукты, зелень), отказ от консервированной, жареной, острой, горячей пищи;
- аккуратное родовспоможение, по возможности отказ от наложения акушерских щипцов.
- Активное участие взрослых в развитии ребенка, обучение чтению, письму, стимуляция интереса к изучению окружающего мира и др.
- Прием йодсодержащих препаратов для профилактики недостатка йода (необходим для правильного формирования нервной системы).
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Необходима консультация с врачом
- Авторы
Чудновский В.С., Чистиков Н.Ф. — Основы психиатрии – 1997
Попов Ю.В. – Современная клиническая психиатрия, 2006 г.
Что делать при олигофрении?
- Выбрать подходящего врача невролог
- Сдать анализы
- Получить от врача схему лечения
- Выполнить все рекомендации