Беседы с детьми прививок боюсь
Портал педагога
Автор: Удальёва Любовь Юрьевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад №85”
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодской области
Наименование материала: Статья
Тема: “Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь”
Дата публикации: 27.02.2016
Раздел: дошкольное образование
Я прививки не боюсь,
если надо – уколюсь.
Выполнила воспитатель: высшей квалификационной категории Удальева Л.Ю., Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоциона льного, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Настал период, когда следует отказаться от жестокости, запугивания детей, утаивания от них подробной информации, принижение личности ребёнка. Ранее все это имело место быть, любой дошкольник всегда что-то был должен своим родителям, воспитателям,
школе. ФГОС расставляет акценты в пользу развития творческих качеств и социальной адаптации. В дошкольный период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Мало найдётся людей, которые спокойно относятся к уколам. В ожидании инъекции приходится дрожать не только детям, но и взрослым. И если последние способны контролировать свои эмоции, то у детей подобный страх может закрепиться и перерасти в фобию. Избежать этого помогут своевременное выявление причин возникновения страхов у дошкольников, а также применение адекватных возрасту методов их профилактики и разъяснение необходимости данной процедуры. Рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью посещения с ребёнком медкабинета: подходит время делать прививки для оформления медицинской карты перед поступлением в детский сад или плановой вакцинации, например, против гриппа. И почти всегда эта процедура вызывает у дошкольников море слёз, обид на родителей, медсестёр и воспитателей. Дети всеми возможными правдами и неправдами стараются избежать прививок, боятся прививок, боятся даже самого этого слова. Для того, чтобы свести к минимуму возникновение таких ситуаций, следует разобраться, почему дошкольники боятся прививок, и как взрослые могут сделать эту процедуру менее травмирующей для них. Чётко прослеживается необходимость в снижении панического страха детей перед медицинскими манипуляциями. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания о процедурах, проводимых в медицинском кабинете детского сада, а также развивать положительные эмоции, способствующие правильному принятию ситуации во время вакцинации. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно – образовательную работу с детьми дошкольного возраста, которая поможет бесстрессово сопровождать детей на процедуры медицинского характера. Надо учитывать возрастные, индивидуальные психологические особенности детей, создавать благоприятные условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности, включённых в процесс подготовки к вакцинации для отвлечения внимания ребёнка. Таким образом, можно выделить следующие основные проблемные моменты: имеющиеся у детей проблемы стрессовой направленности по отношению к прививкам, в том числе панический страх; нежелание части родителей проводить плановую вакцинацию детей и, как следствие, формирование неправильных стереотипов и эталонов здоровья (из беседы с родителями, письменные отказы от прививок); недостаток у детей знаний о прививках, вакцинации, об их необходимости для здорового развития. завышенный порог болевого синдрома во время прививок, связанный с неправильным формированием эмоционального фона ребёнка и нервной обстановкой во время проведения процедуры. Наша цель психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста в мероприятиях медицинского характера с целью снижения тревожности, страха,
напряжённости через развитие их эмоциональной сферы, способствующей правильному восприятию ситуации, расширение информационной зоны о прививках и внутреннюю подготовку к процедуре вакцинации. Данная работа направлена на устранение недостатка знаний о прививках у детей с помощью активации их творческого начала. Различные занятия помогли детям посмотреть на уколы с другой стороны. Каждый попытался заглянуть и заглянул в лицо своему страху. Работа в данном направлении, несомненно, должна быть расширена и продолжена. Без постоянной работы по данному направлению сохранить достигнутые результаты будет сложно. Поэтому следует ввести в ДОУ традицию развлекательно-информационного характера под лозунгом «Я уколов не боюсь, если надо – уколюсь», когда родители, дети и педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на приближенные темы, создать страничку на сайте детского сада, где родители могут беспрепятственно и конфиденциально задать интересующие вопросы и получить квалифицированную консультацию медицинских специалистов. Важно организовать иную деятельность, направленную на гармонизацию детско-родительских отношений, антистрессовую разгрузку и освоение способов самоконтроля, преодоление страха.
Рекомендации для взрослых
«Как настроить ребёнка на прививку»
1. Необходимо говорить детям правду: уколы не бывают абсолютно безболезненными, принять во внимание стоит хотя бы душевные переживания детей по поводу уколов. Лучше говорить о том, что укол – это «чуть-чуть больно», «как комар укусил». В этом случае ребёнок будет морально готов к уколу и в большинстве случаев и вовсе его не заметит, чему будет очень рад. 2. Не стоит формировать у детей негативного отношения к уколам и прививкам и уж тем более пугать ими. Никогда не следует использовать уколы в качестве угрозы, наказания («Вот придёт дядя-врач и сделает тебе укол»). Уколы необходимы, чтобы быть здоровым и не болеть – такая мотивация будет правильной. 3. Важно сохранять спокойствие и внутреннее равновесие, поскольку Ваше волнение и беспокойство передаются ребёнку. Будьте спокойны и уверены, и тогда ребёнок перенесёт прививку гораздо легче. Уважаемые родители, во время укола ребёнка лучше посадить себе на колени: с одной стороны, ребёнок чувствует себя в большей безопасности, а с другой, – его движения проще контролировать. 4. Постараться сделать так, чтобы ребёнок был расслаблен. Детей младшего дошкольного возраста лучше приласкать, детей старшего дошкольного возраста – попросту отвлечь (мыльные пузыри, надувание щёк или «самых больших в мире» пузырей из жвачки, задувание воображаемых свечей на воображаемом праздничном торте, др.). Для детей младшего дошкольного возраста полезным может оказаться небольшой кусочек сахара за щекой. Общайтесь с ребёнком, играйте, пойте песенки, разглядывайте предметы интерьера, играйте взятой из дома игрушкой.
5. Детям старше 5 лет можно предложить выбрать место укола, т.е. в ножку («как маленьких») или в плечо («как взрослых»). Ребёнок таким образом получает некоторую степень контроля над происходящим, ему приятно, что его мнением интересуются, в том числе и врачи. Попросите врача поговорить с ребёнком, молчаливая атмосфера провоцирует страх. 6. Если детей много, то весьма полезным может оказаться старый как мир приём «Кто самый смелый?». Чаще всего бывает, что самыми смелыми оказываются дети помладше, и в этом случае у старших не остаётся выбора. 7. Важно дать ребёнку выплакаться после укола. Не заставляйте ребёнка «быть храбрым», не говорите, что плакать стыдно. 8. Если ребёнок говорит, что ему больно, «выдуйте» боль. Сделайте глубокий вдох и медленно «выдувайте» боль. Повторите это упражнение несколько раз.
Неделя иммунизации
Предлагаю план мероприятий по проведению недели иммунизации в подготовительной группе детского сада. В плане отражены мероприятия проводимые с детьми и родителями.
Содержимое разработки
План мероприятий по проведению недели иммунизации в подготовительной группе .
познакомить ребят с понятием прививка;
показать значимость профилактических прививок;
формировать представление о здоровом образе жизни;
расширить знания детей о защитных механизмах организма;
повысить уровень знаний родителей в вопросах иммунизации и здорового образа жизни;
привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе при формировании здорового образа жизни.
Цикл бесед о здоровье с детьми:
1.Беседа на тему: «Зачем делают прививки».
2. Беседа на тему: «Я прививок не боюсь, если надо – уколюсь!»
3. Беседа на тему: «Айболит к нам приходил, о прививках говорил».
Чтение художественной литературы:
1. «ПРИВИВКА». С. Голубева
2. « ПРИВИВКА». С. Михалков
3. «Откуда берутся болезни?». С. Афонькин.
1. «Скажи,что делают этими предметами?».
Цели: закрепить знания о предметах, необходимых для работы врача.
Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.
Активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
Скажите, как врач использует эти предметы?
Что делает врач шприцем? Делает уколы.
Что делает врач термометром? Измеряет температуру.
Что делает врач ватой? Смазывает кожу перед уколом.
Что делает врач зеленкой? Смазывает царапину.
Что делает врач бинтом? Перевязывает рану.
Что делает врач массажером? Делает массаж.
Что делает врач фонендоскопом? Слушает дыхание и биении сердца.
Что делает врач грелкой? Прогревает больное место.
Что делает врач пинцетом? Достает занозы.
Что делает врач пластырем? Заклеивает мозоли.
2.«Что ты знаешь?».
Цели: уточнить о строении, работе, особенностях человеческого организма,
правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и
спрашивает: «Что ты знаешь… ( например, о сердце)?» ребёнок поймавший мяч, отвечает.
Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ.
Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ.
1.«Поликлиника». «На приеме у врача».
Цель: Вызвать у детей интерес к профессии врача.
Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту,отзывчивость, культуру общения.
Ход игры: Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет.
Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.
Санитарка убирает кабинет, меняет полотенце.
2.«Больница».
Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое,
внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Ход игры: Больной поступает в приемный покой.
Медсестра регистрирует его, проводит в палату.
Врач осматривает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение.
Медсестра выдает лекарства больным, измеряет температуру,
в процедурном кабинете делает уколы, перевязки, обрабатывает раны и т.д. Санитарка убирает в палате, меняет белье. Больных посещают родные, друзья.
«Лунтик и его друзья» (серия «Прививка»).
«Про бегемотика который боялся прививок» (В.Е.Сутеев).
Экскурсия в детскую поликлинику.
Выставка рисунков на тему: «Я прививки не боюсь!»
Оформление информационного уголка здоровья для родителей:
1.«Зачем нужно делать прививки?»,
2.«Как подготовить ребенка к прививке?».
Организация книжной выставки для родителей:
«Иммунизация жизненно важна для каждого человека».
Беседа для детей, родителей, педагогов
За и против прививок
Многие сомневаются, столь ли необходимо делать прививки или все-таки можно обойтись общими мерами профилактики. Нужно сказать, что для того, чтобы защититься от инфекций, таких как вышеперечисленные, невозможно обойтись без вакцинации. Неспецифические меры профилактики (закаливание, физическая подготовка, правильное питание и другие) несомненно способны повысить иммунитет. Но при этом в большинстве случае не в состоянии защитить, например, от кори, при встрече с возбудителем которой заболевают 95 человек из 100. Конечно, как у практически любого метода профилактики и лечения, у вакцинации есть свои недостатки, прежде всего, связанные с поствакцинальными реакциями. Но очевидная польза для каждого конкретного ребенка от вакцинации намного выше, чем вероятность развития тех или иных осложнений.
К сожалению, тему вакцинации сопровождает большое количество мифов. Их появление во многом связано с недостатком объективной информации. Например:
Прививки безопасны. Ложь, – неизбежно небезопасны как чужеродные белки и как насильственно навязываемые иммунной системе вмешательства.
Привит – значит, защищен. Однако привить – не значит защитить от инфекционной болезни, совершенно необходимо знать результат: состоялась ли выработка защиты в организме или нет, что нельзя определить визуально – осмотром, а только с помощью специальных исследований.
Непривитой ребенок опасен для окружающих. По всем международным канонам опасен носитель возбудителя инфекционной болезни – это может быть как привитой, так и непривитой.
Привитые болеют в более легкой форме. Еще одна иллюзия. Во-первых, почему они вообще болеют, получив соответствующую дозу искусственного вмешательства? Во-вторых, нет одинаковых людей, и общеизвестно, что характер и степень тяжести инфекционной болезни очень индивидуальны.
Непривитой обязательно заболеет и станет инвалидом, если не умрет. Заболевают единицы, и более того, переболев, человек приобретает естественную противоинфекционную защиту. Среди нас, в том числе и среди детей разного возраста, присутствует 15% лиц, не способных вырабатывать антитела к инфекционным болезням, сколько бы их ни прививали, поэтому их необходимо своевременно выявлять, а не вакцинировать.
Обилие поствакцинальных осложнений в детском возрасте приводит к заболеваниям у взрослых – болезням системы кроветворения, искажению функций иммунокомпетентных клеток – СПИДу, сокращению жизни, бесплодию и т. д.
Вакцина вместе с тем эффективна как защитное средство от инфекционных болезней при рациональном ее использовании, т. е. при добровольном оказании помощи нуждающимся в ней, к тому же находящимся в полном здоровье. Больной, ослабленный организм не в состоянии реагировать адекватно ни на возбудителей инфекционных болезней, ни на их ослабленные или убитые варианты – вакцины.
Для защиты населения от опасных инфекций в настоящее время большое внимание уделяется иммунопрофилактике. Многие с недоверием относятся к различным прививкам, которые предлагают медики с профилактической целью в обязательном порядке. В отдельных случаях у людей вызывает сомнение качество вакцины. Подчас эти опасения бывают неоправданными. Как у нас обстоят дела с контролем качества вакцин, поступающих в регион?
При транспортировке и хранении вакцины необходимо соблюдать так называемую «холодовую» цепь, то есть в обязательном порядке должен выдерживаться температурный режим. Иначе вакцины теряют свою активность и пользы от такой вакцинации не будет.
Раньше было нелегко проследить, в каких условиях транспортировалась вакцина. Сегодня на упаковке имеются термоиндикаторы, меняющие цвет при нарушении температурного режима. Поэтому мы сами можем проследить какого качества вакцину будут нам вводить.
Для того, чтобы свести к минимуму реакцию организма на вакцинацию, необходимо выполнить ряд условий. Во многом состояние ребенка после вакцинации будет зависеть от того, как чувствовал себя ребенок до прививки. Перед вакцинацией у вашего малыша не должно быть насморка, поноса, сыпи, температуры. В случаях болезни ребенка: в остром периоде заболеваний, при неврологических нарушениях, недоношенности, аллергических заболеваниях введение вакцины откладывается до уменьшения симптомов или периода относительного здоровья. В любом случае перед прививкой ребенка должен осмотреть врач, а иногда выполнить анализы крови и мочи. Некоторые перенесенные ребенком заболевания вызывают длительное ослабление защитных сил организма, что является относительным противопоказанием к вакцинации на определенный срок. Тогда ребенок прививается по индивидуальному календарю.
Специально готовиться к проведению прививки не нужно. За 2–3 дня до вакцинации малышу в рацион не следует вводить новых продуктов. Если ребенок предрасположен к аллергическим заболеваниям, то за 1 день до прививки назначают антигистаминные препараты. По назначению врача через 5–6 часов после прививки можно дать ребенку жаропонижающее средство. Иногда после профилактической прививки (особенно, против дифтерии, коклюша, столбняка) у ребенка отмечается повышение температуры до 38- 38,5 градусов. В течении суток состояние малыша обычно нормализуются. Более серьезные реакции после проведенной вакцинации наблюдаются крайне редко. Ближайшая цель вакцинации — предотвращение заболевания у ребенка. Конечная цель вакцинации — полная ликвидация болезни.
Ни одна из применяющихся в настоящее время вакцин не может гарантировать отсутствие побочных реакций. Поэтому чрезвычайно важны меры профилактики поствакцинальных осложнений.
К основным мерам профилактики относятся:
строгое выполнение техники вакцинации;
точное исполнение инструкций по транспортировке и хранению вакцин;
соблюдение интервалов между прививками
Когда о прививках все-таки стоит подумать
Если в Вашем регионе объявлена эпидемия опасного заболевания (например, дифтерии).
Если Вы собираетесь посетить места, где какое-либо заболевание особенно распространено (например, клещевой энцефалит в некоторых регионах).
Если в семье есть взрослые лица, которые не болели такими заболеваниями, как корь, паротит, краснуха. У взрослых эти болезни протекают гораздо тяжелее, чем у ребенка, а непривитой ребенок запросто может принести заболевание из детского сада или школы. Если Вы не хотите прививать ребенка, то стоит подумать о прививках для взрослых.
Если кто-либо из членов семьи планирует беременность, а ребенок не привит против краснухи. Тогда прививку желательно сделать женщине, планирующей беременность (не позднее 3-х месяцев до начала беременности), если она не болела краснухой и не была привита против нее. Особенно это актуально, если ребенок садовского или школьного возраста (то есть может легко заразиться краснухой от других детей).
Если в семье есть больные онкологическими заболеваниями, а также страдающие иммунодефицитом. Заболевание, которое Ваш ребенок, возможно, перенесет легко, может вызвать очень тяжелые последствия (вплоть до летального исхода) у больного члена семьи. Если же ребенок будет привит от таких широко распространенных заболеваний, как корь, паротит, краснуха, грипп, то тем самым он защитит больного и ослабленного человека.
При травмах (особенно загрязненных) – необходима срочная экстренная профилактика против столбняка.
При укусе или близком контакте с животным, у которого подозревается бешенство – прививки против бешенства делаются по жизненным показаниям.
Недавно исполнилось 200 лет со времени открытия Э. Дженнером возможности предотвратить заболевание оспой путем прививки человеку ослабленного вируса коровьей оспы. Открытие гениального ученого тем поразительнее, что он не знал о существовании микробов и вирусов (микробы были открыты Л. Пастером почти через 100 лет). Исполнилось 200 лет и со времени публикации первой газетной статьи, в которой прививки признавались делом богопротивным и опасным, поскольку введение ребенку материала, взятого у коровы, чревато ростом у него рогов или вымени. В течение двух веков эта тема не сходит со страниц прессы, хотя запугивают теперь более утонченными «научными» напастями – иммунными повреждениями, изменениями «эндоэкологии» и др. столь же бессодержательными терминами.