Arhireev.ru

Дизартрия у детей симптомы лечение

Дизартрия

Дизартрия – это нарушение речи, связанное с затруднением произношения звуков и слов по причине неврологических нарушений. Важно понимать, что при дизартрии человек прекрасно понимает речь, может писать и формулировать свои мысли, но не может произносить слова из-за нарушения иннервации речевого аппарата, а именно губ, языка, мягкого неба. Если дизартрия формируется в раннем возрасте, то могут возникать сложности и с письмом, пониманием речи, так как затрудняется выработка этих навыков.

Причины дизартрии

У детей дизартрия часто бывает связана с внутриутробным повреждением центральной нервной системы (ЦНС) или родовой травмой, гипоксией, асфиксией в родах. Очень часто дизартрия является симптомом детского церебрального паралича. Недоношенность, желтуха новорожденного (гипербилирубинемия) тоже являются фактором риска повреждения нервной системы. Внутриутробно на плод могут воздействовать самые разные факторы: токсины, инфекции, хронические заболевания матери и т.д.

После рождения дизартрия может стать осложнением различных заболеваний нервной системы (менингиты, энцефалиты), травм, отравлений. У взрослых к этим причинам добавляются инсульты, более часто встречающиеся, чем в детстве, опухоли головного мозга. Существует множество заболеваний нервной системы, которые могут сопровождаться дизартрией. Это рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, боковой амиотрофический склероз, атеросклероз сосудов головного мозга и прочие.

Симптомы дизартрии

Главный симптом дизартрии – это невнятная речь. Степень его выраженности может колебаться от абсолютно неразборчивой речи до небольших дефектов произношения (стертая форма). Артикуляция нарушается из-за изменения тонуса мышц, отвечающих за образование звуков, сбои в их работе. Это может быть гипертонус, дистония, гипотония.

  • Гипертонус артикуляционных мышц проявляется в невозможности говорить, так как спастичные мышцы не позволяют формировать звуки.
  • Дистония проявляется в резком и неадекватном напряжении мышц при попытке говорить.
  • Гипотония – невозможность производить членораздельные звуки из-за вялости всех мышц речевого аппарата. При гипотонии рот обычно приоткрыт, язык неподвижен, характернагиперсаливация. Звуки приобретают носовой оттенок (назализация).

Виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии, основанных на разных критериях. Каждая из них используется в практической медицине, помогая более четко сформулировать диагноз и определить тактику лечения.

1. По локализации поражения:

  • Бульбарная – связана с поражением ядер черепно-мозговых нервов в продолговатом мозге. Из-за атонии мышц рта характерны арефлексия, амимия, нарушаются жевание, сосание, глотание, гиперсаливация. Звуки не дифференцируются, имеют место назализация, дисфония.
  • Псевдобульбарная – связана с поражением проводящих путей. Характерен спастический паралич и гипертонус мышц рта, особенно языка, что вызывает затруднение произвольных движений, гиперсаливацию, нарушение глотания, иногда поперхивание, назализацию речи, грубые нарушения в формировании звуков.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) – связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Для нее характерны гиперкинезы (насильственные движения) артикуляционных и мимических мышц, которые часто возникают при попытке говорить, могут вызывать спонтанные выкрики. Речь может ускоряться или затормаживаться, нарушается ее ритм.
  • Мозжечковая – связана с поражением мозжечка и проводящих путей. Характерна дискоординация речи, что проявляется нарушением ее ритма, выкриками, при общем замедлении и невнятности. Часто мозжечковая дизартрия сочетается с нарушениями движений в целом (шаткая походка, неловкость движений).
  • Корковая – связана с очаговыми поражениями коры головного мозга. При ней нарушается произвольная моторика.

2. По степени тяжести (обычно используют логопеды):

  • 1 – нарушения выявляются только при специальном обследовании (стертая дизартрия);
  • 2 – речь понятна, но дефекты есть, и они заметны со стороны (легкая дизартрия);
  • 3 – речь очень изменена, но может быть понятна при определенных навыках общения с пациентом (дизартрия средней степени тяжести);
  • 4 – речь либо совсем неразборчива, либо отсутствует (тяжелая дизартрия).

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Дизартрия у детей: симптомы, причины, лечение

Дизартрия – это расстройство речи, вызванное поражением речедвигательного анализатора и нарушением работы мышц артикуляционного аппарата. Данное логопедическое заболевание является очень распространённым (более распространена только дислалия) и встречается у 3-6% детей до подросткового возраста. Основе этого расстройства лежат органические поражения нервной системы, поэтому при диагнозе дизартрия, помимо лечения у логопеда, также необходимы консультации невролога.

Причины развития дизартрии у детей

Чаще всего дизартрия у ребёнка выступает, как расстройство, сопровождающее детский церебральный паралич (в 65-85% случаев) и имеющее те же причины возникновения.

Заболевания и состояния, перенесённые во внутриутробном периоде развития, которые могут вызвать пороки развития нервной системы:

  • тяжелые токсикозы в период беременности у матери
  • патологическое течение беременности
  • резус-конфликт
  • внутриутробные инфекции
  • хронические болезни матери
  • недоношенность и преждевременные роды
  • гипоксия плода в утробе
  • асфиксия или ишемия головного мозга у новорожденных
  • родовая травма
  • тяжелые наследственные заболевания

Заболевания и состояния, перенесённые в раннем детстве, которые могут спровоцировать развитие дизартрии:

  • гидроцефалия
  • черепно-мозговая травма
  • нейроинфекции (менингиты, энцефалиты)
  • интоксикации (как ядовитыми веществами, так и при инфекционных заболеваниях)
  • гнойный отит среднего уха
Читать еще:  Неустойчивая походка причины лечение

Признаки дизартрии у ребёнка

Основным внешним проявлением дизартрии является нечёткая речь из-за нарушения работы речевого аппарата вследствие гипотонии артикуляционных мышц. Однако, помимо сложностей с произношением, ребёнок испытывает и другие проблемы, вызванные бульбарными нарушениями. Самые распространённые симптомы дизартрии:

  • несмыкание губ и самопроизвольное выпадения языка наружу
  • либо, наоборот, слишком плотно сжатые губы, что вызывается спазмом артикуляционных мышц
  • вялость или полная неподвижность языка вследствие дистония артикуляционных мышц
  • бульбарные нарушения: трудности при приеме пищи (особенно жидкой), частые поперхивания, сложности с глотанием, общее вялое состояние и частые срыгивания у младенцев, гиперсаливация (избыточное выделение слюны и несглатывание её)
  • также у младенцев часто отсутствует лепет в положенном возрасте, а первые слова звучат уже после 2 лет
  • назализация голоса (ребёнок говорит в нос) при отсутствии ринита и прочих ЛОР-заболеваний
  • нарушение речевого дыхания: ребёнку сложно выговорить всю фразу целиком, он делает частые паузы или быстро «задыхается», к концу предложения голос затухает
  • речь немелодична: монотонная, слишком быстрая или, наоборот, растянутая
  • многие звуки в речи искажаются, подменяются другими или пропускаются вовсе (твёрдые звуки смягчаются, речь свистящая или шипящая)
  • из-за гипертонуса голосовых связок голос больного ребёнка обычно очень высокий и даже писклявый
  • иногда из-за паралича речевых мышц может быть полная немота (анартрия)
  • также часто у детей с дизартрией страдает любая мелкая моторика, поэтому они не любят выполнять действия подобной направленности (застёгивать пуговицы, прорисовывать мелкие детали или собирать мелкие конструкторы/головоломки, впоследствии – проблемы с письмом)

Формы и виды дизартрии

Существует несколько классификаций дизартрии: по локализации поражения, по ведущему клиническому синдрому и по степени тяжести заболевания.

Бульбарная дизартрия

Для данной формы дизартрии характерно нарушение или отсутствие бульбарных рефлексов: нарушения сосания и глотания, избыточное слюноотделение, трудности с жеванием, практически полное отсутствие мимики. Голос обычно гнусавый, хриплый, очень тихий, все согласные звуки однообразны.

Псевдобульбарная дизартрия

Это состояние вызвано гипертонусом мышц речевого аппарата либо спастическим параличом. Самой характерной картиной являются нарушения работы мышц языка, гиперсаливация, частое поперхивание. Нарушено произношение сонорных (звонких, но не имеющих глухой пары), шипящих и свистящих звуков.

Корковая дизартрия

Основная причина корковой дизартрии – нарушение произвольной артикуляционной моторики, в то время как речевое дыхание и часто интонационная составляющая сохранны.

Подкорковая дизартрия

Для данной формы характерны гиперкинезы – непроизвольные движения, в частности мимические и артикуляционные. В процессе речи гиперкинезы усиливаются, что может привести к артикуляционному спазму, что ведёт к перепадам тембра (то низкий хриплый, то высокий, писклявый) и силы голоса (то шёпот, то выкрики). Также страдает темп речи и может возникать заикание (как проявление гиперкинеза).

Мозжечковая дизартрия

При данном состоянии речь больного отрывиста, толчкообразна и больше похожа на скандирование, чем на плавную речь. Также характерна атаксия (тремор и слабость конечностей, шаткость походки, нарушения координации движений и равновесия).

Также иногда выделяют холодовую дизартрию, которая проявляется при сильных изменениях температуры в помещении, где находится ребёнок. Причиной такого состояния является нервно-мышечное заболевание миастения.

Логопеды выделяют 4 степени тяжести заболевания:

  1. Лёгкая степень (стёртая дизартрия) – окружающими обычно не регистрируется, но логопед сразу же заметит нарушения
  2. Средне-лёгкая степень – речь понятна окружающим, но уже явно заметны нарушения
  3. Степень средней тяжести – речь сильно нарушена, ребёнка понимают только люди, которые с ним часто общаются (родители) и то лишь потому, что уже знают, как ребёнок искажает каждое слово
  4. Тяжёлая степень (анартрия) – речь либо непонятна вообще никому либо совсем отсутствует

Диагностика дизартрии у детей

При речевых нарушениях ребёнка в первую очередь необходимо сводить на консультацию к неврологу, который проведёт необходимые исследования и сможет правильно диагностировать дизартрию. Помимо неврологических тестов и регистрации объективных данных врач невролог назначит:

  • электроэнцефалографию
  • электромиографию или электронейрографию
  • эхо-исследование или МРТ головного мозга
  • трансканальную магнитную стимуляцию

После получение результатов этих исследований ребёнок направляется на консультацию к логопеду, который также проведёт логопедические пробы для определения формы и степени заболевания.

Лечение дизартрии у детей

Лечением дизартрии дальше занимается врач логопед. В ходе логопедических занятий ребёнок будет развивать:

  • мелкую моторику рук
  • моторику речевого аппарата
  • дыхание
  • интонацию, тембр и силу голоса
  • правильное звукопроизношение

Помимо занятий с логопедом важно, чтобы ребёнок получал медикаментозное лечение (ноотропы), а также прошёл курс физиотерапии (массажи, ЛФК, акупрессуры и т.д.). Также хорошо себя показывают нетрадиционные виды лечения: игровая, песочная или изотерапия, дельфинотерапия.

В случае ранней диагностики и начала лечения дизартрии, а также несложных органических поражений нервной системы, есть все шансы полностью избавиться от болезни. В то же время нелеченная дизартрия может существенно снизить возможность ребёнка нормально обучаться, а также нарушает нормальные социальные контакты, что может очень негативно повлиять на качество жизни человека.

Читать еще:  Коклюш симптомы лечение у детей народные методы

Дизартрия у детей

Дизартрия у детей представляет собой одну из разновидностей нарушения произношения, которая развивается вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата. Спровоцировать его могут поражения отделов мозга, расположенных в заднелобном и подкорковых слоях.

В логопедической практике дизартрия относится к тройке наиболее распространенных нарушений устной речи у детей. По частоте встречаемости она уступает дислалии и несколько опережает алалию.

Характерные признаки дизартрии у детей и взрослых

В отличие от афазии – другого системного нарушения уже сформированной речи, возникающего при органических поражениях речевых отделов коры, дизартрия характеризуется ограниченностью подвижности элементов речевого аппарата (в частности мягкого неба, языка и губ) и мимических мышц. Ограничение подвижности органов речи при дизартрии у детей, в свою очередь, провоцирует затрудненность артикуляции.

Дизартрия у детей является причиной нарушения словопроизношения и вытекающих отсюда замедления развития навыков чтения и письма, что обусловливается общей задержкой речевого развития.

В отдельных случаях ребенку ставится диагноз «общее недоразвитие речи». Скорректировать подобного рода дефекты могут занятия со специалистом-логопедом, однако адекватное лечение дизартрии у детей при этом требуется начинать уже с раннего возраста.

Основные симптомы дизартрии

Дизартрия характеризуется нарушениями:

  • Речевой моторики (сниженной четкостью и смазанностью произношения);
  • Просодической стороны речи (то есть системы взаимосвязанных и взаимодополняющих компонентов, влияющих на разборчивость, внятность, мелодику и эмоциональную окрашенность речи);
  • Ритма дыхания;

а также потерей плавности речи, ускорением или замедлением темпа речи.

Кроме того, дети-дизартрики нередко разговаривают слабым голосом и очень тихо или же, наоборот, достаточно резко.

Причины развития дизартрии

Дизартрию у детей провоцируют различные вредоносные факторы, воздействие которых на организм может отмечаться еще в период его внутриутробного развития. Так, в большей степени дизартрии подвержены малыши, матери которых во время беременности столкнулись с такими явлениями, как:

  • Токсикоз;
  • Гипоксия плода;
  • Наличие протекающих в хронической форме соматических заболеваний у матери;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Различного рода патологии плаценты, пуповины и плодных оболочек.

К нарушениям речи могут привести затяжные или стремительные роды, которые осложняются кровоизлиянием в мозг младенца, патологическое течение родов, преждевременное рождение ребенка, асфиксия новорожденного, перенесенная малышом в период новорожденности ядерная желтуха.

Другими факторами риска развития дизартрии у детей являются воздействующие на организм токсические вещества, а также перенесенные в раннем возрасте (как правило, до трех лет):

  • Инфекционные заболевания мозга;
  • Гнойный отит среднего уха;
  • Гидроцефалия;
  • Серьезные черепно-мозговые травмы.

Формы дизартрии у детей

На том основании, какой именно структурный элемент в головном мозге затронут поражениями, рассматривают несколько форм дизартрии у детей.

По этому признаку выделяют подкорковую (экстрапирамидную), мозжечковую, корковую, бульбарную и псевдобульбарную дизартрию у детей.

Подкорковая форма характеризуется спонтанными сокращениями мимической мускулатуры лица и мышц голосового аппарата. Речь у детей с таким нарушением спокойная, размеренная, плавная, однако срывается при волнении или когда ребенок испытывает другие сильные эмоции (при этом возможны непроизвольные выкрики). Часто нарушение сопровождается снижением слуха.

Бульбарная дизартрия сопровождается параличом лицевой и мускулатуры голосового аппарата в зоне трех нервов – подъязычного, блуждающего и языкоглоточного, которые отвечают за функцию мышц лица и голосовых связок. При этой форме речь невнятна и характеризуется произношением «в нос». Чаще всего такое нарушение является следствием опухолей головного мозга.

Мозжечковая дизартрия возникает вследствие поражения мозжечка и его проводящих путей. Как самостоятельное нарушение эта форма практически не встречается, чаще она сопутствует другим нарушениям.

Корковая дизартрия является результатом очаговых поражений коры головного мозга.

Наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия у детей. Она обусловливается ограниченным поражением корково-ядерных проводящих путей и характеризуется правильной речью. Дети с дизартрией этого типа на стыке нескольких согласных или гласных просто «глотают» некоторые звуки или же заменяют их другими.

Согласно логопедической классификации, которая основана на принципе понятности речи, заболевание подразделяют на четыре степени тяжести: от 1 (стёртой дизартрии у детей) до 4.

При стёртой дизартрии у детей нарушения речи могут быть выявлены исключительно логопедом при обследовании. При второй степени тяжести речевые дефекты заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. При третьей – речь понятна только близкому окружению ребенка и частично посторонним людям. При четвертой стадии – речь отсутствует вовсе или непонятна даже родителям, эта патология называется анартрией.

Лечение дизартрии у детей

Логопедическая работа по преодолению дизартрии у детей предполагает системный подход к проблеме. Помимо проведения занятий по коррекции звукопроизношения и уроков по улучшению мелкой моторики, ребенку назначаются:

  • Акупунктурный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • Лечебная физкультура;
  • Физиотерапевтические процедуры;
  • Иглоукалывание;
  • Гирудотерапия;
  • Лечебные ванны;
  • Механотерапия и т.д.

Хорошие результаты дает также лечение дизартрии у детей с использованием нетрадиционных форм медико-психологической коррекции и реабилитации: терапии песком, дельфинотерапии, изотерапии, сенсорной терапии и т.д.

Дизартрия у детей

Следствием недостаточного снабжения нервами речевого аппарата, к которому приводит поражение подкорковых и заднелобных отделов мозга, является нарушение произношения, называемое в медицине дизартрией. Это расстройство речи свойственно и взрослым, и детям, причем у вторых приводит как к нарушению звукопроизношения, так и к проблемам с последующим обучением чтению и письму.

Читать еще:  Лечение склероза сосудов головного мозга народными средствами

Помочь справиться с дизартрией у детей может врач-логопед, а распознать заболевание довольно просто по следующим признакам:

  • Речь ребенка смазанная и глухая;
  • Зачастую произношению звуков и слов присущ носовой оттенок;
  • Создается впечатление, будто малыш говорит с «набитым ртом».

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия у детей, также как и дисфония и дисфагия, являются признаками бульбарного или псевдобульбарного паралича.

Формы дизартрии у детей

В зависимости от места поражения мозга, выделяют следующие формы дизартрии у детей и взрослых:

  • Корковая – возникает вследствие поражения тех отделов коры головного мозга, которые связаны с функцией артикуляционных мышц. Ее отличием от других видов дизартрии у взрослых и детей является сохранение правильной структуры слов, сопровождаемое расстройством произношения слогов;
  • Бульбарная – является следствием периферического пареза и паралича артикуляционных мышц, обусловленных поражением подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов и их ядер. Сопровождается расстройствами глотания;
  • Псевдобульбарная дизартрия у детей – предпосылкой для возникновения расстройства являются поражения двигательных корково-ядерных путей, из-за чего развивается центральный паралич мышц, связь которых с ЦНС обеспечивают блуждающие, языкоглоточные и подъязычные нервы. Проявлением расстройства является монотонность речи ребенка;
  • Экстрапирамидная – может быть обусловлена как поражением подкорковых узлов, так и их нервных связей. Характеризуется расстройство невнятной смазанной речью с носовым оттенком и резко нарушенной просодикой, темпом и интонационно-мелодической структурой произношения;
  • Паркинсоническая – является видом экстрапирамидной дизартрии у взрослых и детей с болезнью Паркинсона. Проявляется расстройство невыразительной, с нарушением модуляции голоса, замедленной речью;
  • Мозжечковая – предпосылкой для возникновения этой формы дизартрии у детей могут быть как поражения мозжечка, так и его проводящих путей. Распознать данное расстройство у ребенка можно по растянутой, с меняющейся громкостью и нарушением модуляции скандированной речи;
  • Холодовая – проявляется при понижении температуры воздуха в помещении, либо при произношении слов на холоде, в виде затруднения артикуляции;
  • Стёртая дизартрия у детей – является нарушением произношения шипящих и свистящих звуков, как при боковом сигматизме.

Диагностика дизартрии у детей

Для того чтобы поставить правильный диагноз, ребенка необходимо отвести на прием к психологу, невропатологу и логопеду. Также необходимо провести ряд процедур для получения общей картины заболевания, а именно:

  • Электрофизиологические исследования (электронейрографию, электроэнцефалографию и электромиографию);
  • Транскраниальную магнитную стимуляцию;
  • МРТ головного мозга.

Логопед, при постановке диагноза дизартрии у детей, проводит тщательное обследование, в которое включается оценка имеющихся неречевых и речевых нарушений. Во время оценки неречевых симптомов врач определяет состояние речевой и мимической мускулатуры, изучает строение артикуляционного аппарата, характер дыхания ребенка и объем артикуляционных движений. Особое значение при постановке диагноза играет анамнез речевого развития. При диагностике устной речи логопед обращает внимание на:

  • Произносительную сторону речи – ритм, темп, просодику, звукопроизношение и разборчивость речи;
  • Синхронность голосообразования, дыхания и артикуляции;
  • Фонематическое восприятие ребенка, а также уровень развития лексико-грамматического строя речи.

Диагностика письменной речи при дизартрии у детей включает в себя выполнение ребенком различных заданий, таких как письмо под диктовку, списывание отрывков с книг, чтение вслух, а также проверку осмысления ребенком прочитанного материала.

Помимо посещения невропатолога и логопеда, при диагностике дизартрии у детей, также требуется осмотр психолога, который проведет исследование на общее интеллектуальное развитие ребенка.

Важно знать, что стёртая дизартрия у детей диагностируется после достижения ребенком возраста 5 лет. Это обусловлено тем, что даже у абсолютно здоровых детей в более раннем возрасте могут встречаться схожие с легкой (стёртой) дизартрией проявления, которые о наличии нарушения не свидетельствуют.

Лечение дизартрии у детей

В случаях, когда в медицинском учреждении подтверждается диагноз дизартрия, ребенку требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Параллельно с медикаментозным лечением и лечебной физкультурой, проводится логопедическая коррекция.

При лечении дизартрии у детей врач-логопед во время сеансов особое значение отводит развитию всех сторон речи ребенка – построению грамматического строя и фонетического слуха, а также пополнению словарного запаса, чтобы малыш не столкнулся с трудностями в процессе обучения в школе.

Дизартрия у детей и взрослых является распространенным нарушением, которое при своевременном выявлении поддается лечению и коррекции. В отличие от взрослых, у ребенка дизартрия сопровождается распадом речевой системы, ему сложно учиться письму и чтению, из-за чего возникают последующие трудности во время обучения в школе. Большое значение играет посещение логопеда, который после постановки точного диагноза сможет помочь исправить это нарушение, чтобы в дальнейшем жизнь ребенка была нормальной.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector